среда, 24 мая 2017 г.

Политическая активность на муниципальных выборах 2017 года на примере Иркутской области


В 2017 году на территории Иркутской области состоится ряд выборов. В общей сложности - 558, в том числе: глав, мэров, дум городов и поселений – 10 сентября 2017 года (в единый день голосования); дополнительные выборы депутата Думы Тулунского городского муниципального образования по одномандатному и/о, в связи с досрочным прекращением полномочий – 9 июля 2017 года; досрочные выборы главы МО «Тыргетуй» Аларского района, также в связи с досрочным прекращением полномочий – в августе.
Напомню, что прямые выборы мэра Иркутска были отменены поправками к закону "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в 2015 году. Вместо этого нового главу администрации гордума стала избирать из своего состава. Первым мэром, избранным таким образом, стал Дмитрий Бердников, сменивший на этом посту Виктора Кондрашова, у которого закончился срок полномочий.
Стоит заметить, что на данный момент главы всех муниципальных образований Иркутской области, за исключением Иркутска, избираются посредством прямых выборов. По мнению многих экспертов, данные исключения в отношении Иркутска были введены в конце 2014 года вследствие сложных политических договорённостей. Данное обстоятельство сегодня лишает избирателей крупнейшего муниципального образования региона активного избирательного права, ограничивает право на участие в осуществлении местного самоуправления.
Здесь сразу стоит отметить, что с целью повышения интереса избирателей областного центра к выборам президента РФ в 2018 году  вопрос о возвращении прямых выборов мэра Иркутска может быть внесен  на референдум одновременно с голосованием по кандидатурам на должность президента.
«Мы выступим с инициативой проведения референдума с вынесением на него следующего вопроса: согласны ли вы, чтобы в Иркутской области был принят закон, предусматривающий избрание глав всех муниципальных районов и городских округов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? — рассказал Евгений Рульков, второй секретарь областного комитета КПРФ, депутат Госдумы РФ. В случае положительного ответа жителей на этот вопрос ни в каких муниципалитетах области уже не получится отменить выборы без проведения нового референдума».
13 мая 2017 года в Избирательную комиссию Иркутской области поданы документы на регистрацию инициативной группы по подготовке регионального референдума о закреплении нормы о прямых выборах мэров городов и районов. До конца месяца ведомство должно проверить их на соответствие и направить в Заксобрание, после чего депутаты в течение 20 дней должны будут решить, соответствует ли выносимый на референдум вопрос действующему законодательству. После этого Избирком в течение 10 дней может зарегистрировать инициативную группу.
В преддверии предстоящих выборов политическая активность потенциальных кандидатов начинает возрастать.
Некоторые, ранее не представленные на политическом поприще, начинают работу по повышению своей узнаваемости среди населения своей территории. Депутаты, у которых заканчивается срок полномочий и которые планируют идти на новые выборы, также активизировались в своей депутатской работе: стараются выходить в народ, появляться на экранах местного телевидения и на страницах газет. Главы и мэры тоже, по мере возможностей, стараются решить особо значимые проблемы своих территорий и освещать свою деятельность чрез СМИ.
Известно правило выборов – кого не знают, за того не голосуют. Если твоя фамилия на слуху, то это хорошо. Если твоя узнаваемость при этом носит еще положительные отзывы у населения, то это уже отлично.
Уже сегодня на улицах МО области можно увидеть молодых людей с опросными листами по теме предстоящих выборов: Знаете ли, что будут выборы?  кого из указанных людей знаете? кому симпатизируете? к кому относитесь отрицательно? за кого проголосовали бы, если выборы состоялись бы в ближайшее воскресенье? и т.д.
         Данные опросы позволяют узнать рейтинг и антирейтинг потенциальных кандидатов, а также зачастую носят, так называемый, формирующий аспект. Например: Знаете ли вы, что денежные средства на ремонт внутридомовых территорий города были выделены из бюджета города в связи активной работой депутата Кузнецова? А знаете ли вы, что депутат Иванов голосовал за повышение платы в детских садах?  А знаете ли вы, что гр. Петров ранее привлекался к уголовной ответственности за умышленное преступление?
         Понятно, что у таких опросов общественного мнения есть конкретный заказчик – в данном примере это депутат Кузнецов, и проводятся они в его интересах, имея за собой цель - не только узнать текущее электоральное положение кандидата среди других, но и сформировать положительный образ заказчика и отрицательный его конкурентов.
         Нужно отметить, что в каждом МО, даже в самом небольшом, есть свои политические интриги и борьба за мандаты и посты. Конечно, чем крупнее МО, тем выше ставки и ответственность за благополучность населения и территории.  
         Особенно интересно сейчас выглядит ситуация в городе Шелехове – родном городе докладчика. 10 сентября 2017 года там пройдут выборы главы города и думы. Выборы в других территориях Шелеховского района не будут затрагиваться в сегодняшнем моем докладе.
         На данном этапе активизировались единороссы. Это депутат районной Думы Сергей Липин, муниципальный служащий Павел Бердыкин, действующий глава Валерий Десятов и ряд других. Город заполнен баннерами указанных первых трех лиц. Все они представлены в различных газетах и социальных сетях по выборной тематике. Все проводят встречи с желанием заручиться поддержкой лидеров общественного мнения (так называемыми «ЛОМАМИ»), руководителями предприятий на территории, лидерами регионального отделения партии ЕР. Уже сегодня избирательные продукты потенциальных кандидатов полны компромата, в том числе «черного», что большинством населения, не вовлеченного в избирательный процесс на стороне того или иного кандидата, воспринимается негативно.
         И это пока ведется всего лишь борьба за победителя праймериз «ЕР». Сами праймериз должны пройти 7 июня 2017 года. Вместе с тем, все вышеуказанные потенциальные кандидаты на пост главы города Шелехова делают заявления о своем намерении пойти на выборы в порядке самовыдвижения, в случае поражения на праймериз. Стоит заметить, что есть еще ряд других лиц, не из числа правящей партии, которые имеют все основания на оказание сильной конкуренции в борьбе за пост главы, но пока остаются в тени, считая для себя ненужным преждевременный старт избирательной кампании.  
         Интересен также вопрос о степени участия администрации губернатора области в предстоящих муниципальных выборах. Известно, что предыдущая администрация губернатора Ерощенко С.В. достаточно сильно грешила применением административного ресурса на проходящих в области выборах. Напомню, что губернатор Левченко С.Г. является одновременно и первым секретарем Иркутского обкома КПРФ. Однако во многих территориях области коммунисты просто не способны выставить сильную кандидатуру на должность главы, мэра, а помогать другим кандидатам губернатор вовсе не обязан. Еще важным моментом является, что выборы сентября 2017 года предшествуют мартовским выборам Президента России, а это может внести негласный запрет на выраженное применение админресурса и установку на проведение достаточно чистых выборов. Думаю, что в преддверии выборов 18 марта 2018 года управление Администрации Президента, курирующее внутреннюю политику, должно провести работу на местах по разъяснению необходимости проведения выборов 2017 года без скандалов.
         Считаю, что в условиях партийной политической конкуренции в области достаточно активную позицию на выборах должна занять ИРО партии «Единая Россия» во главе со своим лидером Брилкой С.Ф. Уверенное и при этом обязательно легитимное выступление кандидатов от «ЕР» могло бы несколько усилить позиции действующего президента России на территории Иркутской области на мартовских выборах и создать необходимый задел на местах. Абсолютно правильным, на мой взгляд, было бы проведение мероприятий по подписанию соглашений между участниками партийных «праймериз» о неучастии в выборах, в случае своего поражения на них. Очевидно, что неподписание таких обязывающих документов участниками внутрипартийного голосования будет свидетельствовать о слабости управленческого аппарата партии, неуправляемости его членов и в дальнейшем приведет к разрыву между собой голосов электората, что в условиях конкурентных выборов для них может быть фатальным.  
         В заключение. Хочется верить, что все же основную роль на предстоящих сентябрьских выборах глав, мэров и депутатов муниципальных образований области будет играть ранее проделанная кандидатами общественная работа на местах, их собственный политический вес, а не технологии манипулирования общественным сознанием населения.

16 мая 2017г.                                                    Конференция в РАНХиГС (г. Москва)

                                                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Никого из вас не выбрали бы мэром Свирска! Знаете, я не знаком с кандидатом на должность мэра Шелеховского района Романом Орноевы...