Политическая
активность на муниципальных выборах 2017 года на примере Иркутской области
В 2017 году на территории Иркутской области состоится
ряд выборов. В общей сложности - 558, в том числе: глав, мэров, дум городов и
поселений – 10 сентября 2017 года (в единый день голосования); дополнительные
выборы депутата Думы Тулунского городского муниципального образования по
одномандатному и/о, в связи с досрочным прекращением полномочий – 9 июля 2017
года; досрочные выборы главы МО «Тыргетуй» Аларского района, также в связи с
досрочным прекращением полномочий – в августе.
Напомню, что прямые выборы мэра Иркутска были отменены
поправками к закону "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления
муниципальных образований Иркутской области" в 2015 году. Вместо этого
нового главу администрации гордума стала избирать из своего состава. Первым
мэром, избранным таким образом, стал Дмитрий Бердников, сменивший на этом посту
Виктора Кондрашова, у которого закончился срок полномочий.
Стоит заметить, что на данный момент главы всех
муниципальных образований Иркутской области, за исключением Иркутска,
избираются посредством прямых выборов. По мнению многих экспертов, данные
исключения в отношении Иркутска были введены в конце 2014 года вследствие
сложных политических договорённостей. Данное обстоятельство сегодня лишает избирателей
крупнейшего муниципального образования региона активного избирательного права,
ограничивает право на участие в осуществлении местного самоуправления.
Здесь сразу стоит отметить, что с целью повышения
интереса избирателей областного центра к выборам президента РФ в 2018 году вопрос о возвращении прямых выборов мэра
Иркутска может быть внесен на референдум
одновременно с голосованием по кандидатурам на должность президента.
«Мы выступим
с инициативой проведения референдума с вынесением на него следующего вопроса:
согласны ли вы, чтобы в Иркутской области был принят закон, предусматривающий
избрание глав всех муниципальных районов и городских округов на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? —
рассказал Евгений Рульков, второй секретарь областного комитета КПРФ, депутат
Госдумы РФ. В случае положительного ответа жителей на этот вопрос ни в каких
муниципалитетах области уже не получится отменить выборы без проведения нового
референдума».
13 мая 2017 года в Избирательную комиссию Иркутской
области поданы документы на регистрацию инициативной группы по подготовке
регионального референдума о закреплении нормы о прямых выборах мэров городов и
районов. До конца месяца ведомство должно проверить их на
соответствие и направить в Заксобрание, после чего депутаты в течение 20 дней
должны будут решить, соответствует ли выносимый на референдум вопрос
действующему законодательству. После этого Избирком в течение 10 дней может
зарегистрировать инициативную группу.
В преддверии предстоящих выборов политическая
активность потенциальных кандидатов начинает возрастать.
Некоторые, ранее не представленные на политическом
поприще, начинают работу по повышению своей узнаваемости среди населения своей
территории. Депутаты, у которых заканчивается срок полномочий и которые
планируют идти на новые выборы, также активизировались в своей депутатской
работе: стараются выходить в народ, появляться на экранах местного телевидения
и на страницах газет. Главы и мэры тоже, по мере возможностей, стараются решить
особо значимые проблемы своих территорий и освещать свою деятельность чрез СМИ.
Известно правило выборов – кого не знают, за того не
голосуют. Если твоя фамилия на слуху, то это хорошо. Если твоя узнаваемость при
этом носит еще положительные отзывы у населения, то это уже отлично.
Уже сегодня на улицах МО области можно увидеть молодых
людей с опросными листами по теме предстоящих выборов: Знаете ли, что будут
выборы? кого из указанных людей знаете?
кому симпатизируете? к кому относитесь отрицательно? за кого проголосовали бы,
если выборы состоялись бы в ближайшее воскресенье? и т.д.
Данные опросы позволяют узнать рейтинг
и антирейтинг потенциальных кандидатов, а также зачастую носят, так называемый,
формирующий аспект. Например: Знаете ли вы, что денежные средства на ремонт
внутридомовых территорий города были выделены из бюджета города в связи
активной работой депутата Кузнецова? А знаете ли вы, что депутат Иванов
голосовал за повышение платы в детских садах? А знаете ли вы, что гр. Петров ранее
привлекался к уголовной ответственности за умышленное преступление?
Понятно, что у таких опросов
общественного мнения есть конкретный заказчик – в данном примере это депутат
Кузнецов, и проводятся они в его интересах, имея за собой цель - не только
узнать текущее электоральное положение кандидата среди других, но и сформировать
положительный образ заказчика и отрицательный его конкурентов.
Нужно отметить, что в каждом МО, даже в
самом небольшом, есть свои политические интриги и борьба за мандаты и посты.
Конечно, чем крупнее МО, тем выше ставки и ответственность за благополучность
населения и территории.
Особенно интересно сейчас выглядит
ситуация в городе Шелехове – родном городе докладчика. 10 сентября 2017 года
там пройдут выборы главы города и думы. Выборы в других территориях
Шелеховского района не будут затрагиваться в сегодняшнем моем докладе.
На данном этапе активизировались
единороссы. Это депутат районной Думы Сергей Липин, муниципальный служащий
Павел Бердыкин, действующий глава Валерий Десятов и ряд других. Город заполнен
баннерами указанных первых трех лиц. Все они представлены в различных газетах и
социальных сетях по выборной тематике. Все проводят встречи с желанием заручиться
поддержкой лидеров общественного мнения (так называемыми «ЛОМАМИ»),
руководителями предприятий на территории, лидерами регионального отделения
партии ЕР. Уже сегодня избирательные продукты потенциальных кандидатов полны
компромата, в том числе «черного», что большинством населения, не вовлеченного
в избирательный процесс на стороне того или иного кандидата, воспринимается
негативно.
И это пока ведется всего лишь борьба за
победителя праймериз «ЕР». Сами праймериз должны пройти 7 июня 2017 года. Вместе
с тем, все вышеуказанные потенциальные кандидаты на пост главы города Шелехова
делают заявления о своем намерении пойти на выборы в порядке самовыдвижения, в
случае поражения на праймериз. Стоит заметить, что есть еще ряд других лиц, не
из числа правящей партии, которые имеют все основания на оказание сильной
конкуренции в борьбе за пост главы, но пока остаются в тени, считая для себя ненужным
преждевременный старт избирательной кампании.
Интересен также вопрос о степени
участия администрации губернатора области в предстоящих муниципальных выборах.
Известно, что предыдущая администрация губернатора Ерощенко С.В. достаточно
сильно грешила применением административного ресурса на проходящих в области выборах.
Напомню, что губернатор Левченко С.Г. является одновременно и первым секретарем
Иркутского обкома КПРФ. Однако во многих территориях области коммунисты просто
не способны выставить сильную кандидатуру на должность главы, мэра, а помогать
другим кандидатам губернатор вовсе не обязан. Еще важным моментом является, что
выборы сентября 2017 года предшествуют мартовским выборам Президента России, а
это может внести негласный запрет на выраженное применение админресурса и
установку на проведение достаточно чистых выборов. Думаю, что в преддверии
выборов 18 марта 2018 года управление Администрации Президента, курирующее
внутреннюю политику, должно провести работу на местах по разъяснению
необходимости проведения выборов 2017 года без скандалов.
Считаю, что в условиях партийной
политической конкуренции в области достаточно активную позицию на выборах
должна занять ИРО партии «Единая Россия» во главе со своим лидером Брилкой С.Ф.
Уверенное и при этом обязательно легитимное выступление кандидатов от «ЕР»
могло бы несколько усилить позиции действующего президента России на территории
Иркутской области на мартовских выборах и создать необходимый задел на местах.
Абсолютно правильным, на мой взгляд, было бы проведение мероприятий по
подписанию соглашений между участниками партийных «праймериз» о неучастии в
выборах, в случае своего поражения на них. Очевидно, что неподписание таких
обязывающих документов участниками внутрипартийного голосования будет
свидетельствовать о слабости управленческого аппарата партии, неуправляемости
его членов и в дальнейшем приведет к разрыву между собой голосов электората, что
в условиях конкурентных выборов для них может быть фатальным.
В
заключение. Хочется верить, что все же основную роль на предстоящих
сентябрьских выборах глав, мэров и депутатов муниципальных образований области
будет играть ранее проделанная кандидатами общественная работа на местах, их
собственный политический вес, а не технологии манипулирования общественным
сознанием населения.
16 мая 2017г. Конференция в РАНХиГС (г. Москва)
Комментариев нет:
Отправить комментарий