В какой России сегодня ты живешь?
Мне,
как юристу и человеку который некоторое время занимается политикой, эта тема
представляется интересной и актуальной для современной России. Очень важно по
какому сценарию будет развиваться моя страна, как будет себя чувствовать в нем
гражданское общество.
Будет
ли сценарий развития страны в безусловном демократическом и правовом векторе
развития, или лишь с созданием видимости такового.
Есть мнение, что
сегодня Россия является не вполне демократическим государством. Ей свойственна
так называемая «Управляемая демократия». По этому вопросу можно серьезно
спорить – доказывая или оспаривая подобные утверждения. Но тема для данного
спора действительно присутствует.
Имитационная демократия (управляемая
демократия, англ. Guided democracy, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия) — форма
устройства политической
системы государства, при которой,
несмотря на формально демократическое законодательство и
формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского
общества в
управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или
минимально. Имитационная демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей
партией.
При такой «демократии» может появиться скрытая диктатура. Также такая
демократия может быть в марионеточном государстве.
Причины
формирования имитационной демократии являются предметом дискуссий. Системы
такого рода складываются обычно после резкой демократизации авторитарных и
тоталитарных режимов (через революцию и т.п), когда население ещё не имеет
достаточного уровня политической грамотности, чем и пользуются круги,
приходящие к власти. Поскольку круги, имеющие в странах с имитационной
демократией реальную власть, как правило, имеют и возможность с помощью СМИ, общественных
организаций, направленных инвестиций и прочих методов лоббирования
контролировать не только процесс выборов, но и практически всю политическую
активность в стране, итоги выборов в таких
странах всегда предсказуемы заранее. Как минимум в том смысле, что любая
пришедшая к «власти» партия в полной мере отвечает интересам действительных
хозяев страны. Причём такая стабильность и предсказуемость обычно
обеспечивается без наиболее грубых нарушений типа подтасовок результатов
голосования — при помощи административного
ресурса,
неравного доступа кандидатов к СМИ и других
подобных мер. В результате, правящая партия в такой системе обычно пользуется
широкой поддержкой населения. В то же время, подобные режимы могут складываться
не только из-за желания власти правящих кругов, но и естественным образом,
из-за недостаточного уровня правосознания населения, который не позволяет
существовать полноценной демократии. В этом случае имитационная демократия
является своего рода «переходным режимом». Однако большинство экспертов не
считают подобные режимы имитационными демократиями, упирая на стремление элит
удержать власть как на основной признак данного режима.
В отличие от
открыто авторитарных или
полуавторитарных режимов, режимы имитационной демократии не только называют
себя демократическими, но и стремятся сохранить внешние формальные признаки
демократии, в то же время выхолостив, частично или полностью, её реальное
содержание. Эти режимы не отказываются от демократической и либеральной
риторики, часто стремятся вступить в различные международные организации,
объединяющие демократические государства (такие, как Совет
Европы)
либо не покидают членства в них, несмотря на разногласия и критику со стороны
зрелых демократий. В отличие от открыто авторитарных или полуавторитарных
режимов, режимы имитационной демократии используют лишь точечные, выборочные
индивидуальные репрессии против наиболее ярких оппозиционеров, не прибегая к
масштабным репрессиям против целых социальных групп, партий или организаций.
Также нехарактерно стремление к формальному ужесточению законодательства
(избирательного закона, закона о партиях и т. п.).
Задача отсечения оппозиции и гражданского общества от рычагов влияния на власть
такими режимами решается с помощью неформальных мер типа применения
административного ресурса. Сохранение демократического по форме
законодательства имеет для таких режимов важное значение, позволяя «сохранить
лицо» и ограничить как внешнее, так и внутреннее давление в пользу
демократизации.
С точки зрения
соотношения прав и свобод человека, имитационная демократия является средним
режимом между авторитарным и демократическим режимом.
Гарантируемые конституцией права и свободы, как правило, ограничиваются лишь в
политической сфере, и делается это куда тоньше, чем при авторитаризме. Зачастую
такие ограничения де-юре соответствуют конституциям этих стран, и в результате,
режимы имитационной демократии к этому часто апеллируют в ответ на критику в
свой адрес.
Так как
имитационные демократии, часто не без успеха, пытаются доказывать свою
приверженность принципам демократии и нормам международного права,
существование таких режимов зачастую занимает длительное время. В зависимости
от множества факторов, как внутренних, так и внешних, подобные режимы могут
либо стать открыто авторитарными, либо, в результате повышения политической
культуры населения, развиться до полноценной демократии.
Ни об одной из
существующих или существовавших демократий нельзя с уверенностью сказать, что
она ни в коем случае не является (не являлась) имитационной демократией. Стоит
отметить, что в той или иной степени имитационными являются все демократические
режимы (включая развитые демократии стран
Запада),
поскольку полная демократия представляет собой недостижимый теоретический
идеал. Соотношение имитации и реальной демократии в разных странах различно,
что и позволяет выделять режимы имитационной демократии в отдельную подгруппу
политических режимов.
Сегодня многие
эксперты сходятся на том, что Россия и ряд стран СНГ (Казахстан, Азербайджан и
т.д) со своей политической системой наиболее подходят под имитационную
демократию, допуская при этом сильное влияние государственных корпораций и
силовиков на власть.
Существует
мнение, что степень демократизованности государства определяется средним
уровнем политической сознательности и гражданской активности его населения. В
имитационных демократиях эти показатели обычно крайне низки, что обусловлено
стремлением правителей деполитизировать население ради сохранения власти с
одной стороны, и общей аполитичностью граждан с другой.
В условиях
имитационной демократии возможно чисто формальное разделение государственной
власти на три ветви — исполнительную, законодательную и судебную, но в
отличие от их положения в реальной демократии, эти три ветви не равносильны:
исполнительная власть, как правило, доминирует над двумя другими ветвями
власти.
По словам
политолога Глеба Павловского, система «управляемой
демократии» в России, основную роль в которой играло телевидение, была создана
после расстрела парламента в октябре
1993 года,
а закончилась она осенью 2011 года после так называемой рокировки
Медведев-Путин[1].
20 июля 2007
года, в день своего 80-летнего юбилея, ветеран российского правозащитного
движения, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева
высказала надежду, что Россия станет демократической страной до наступления
2017 года:
«Через 10-15 лет
Россия станет демократической страной и правовым государством. Кто бы ни сидел
в Кремле, люди не позволят обращаться с собой как с быдлом. В странах с
развитой демократией в правительствах тоже сидят не ангелы, но они просто не
смеют так себя вести — им этого не позволяют.
Я верю, что мы
тоже сумеем обуздать нашу бюрократию. Не знаю, доживу ли я до этого, но я желаю
вам: в 2017 году — легко запомнить! — вспомните о предсказании
бабушки Люды. В 2017 году мы уже будем демократическим и правовым
государством».
Считаю, что
каждый должен самостоятельно ответить себе – в какой России сегодня он живет?
Комментариев нет:
Отправить комментарий